понедельник, 27 апреля 2015 г.

16 день, 25 апреля, ВС (5 200 м) – МС (5 800 м)

Началось все с того, что в пятницу, 24 апреля, у Романа Реутова был День Рождения. И китченбои приготовили по специальному заказу именинника целый таз гречки.

К гречке было еще много чего, и команда клуба «7 Вершин» разгулялась не на шутку, видимо забыв о том, что в субботу утром предстоит выход на акклиматизационный трек с ночевкой в МС. Пели и плясали до полуночи, и соответственно, не все смогли встать во время – к моменту погрузки баулов на яков. Мы с Богомоловым не стали ждать яков и остальную группу, положили баулы в кучу, откуда якмены увязывали яктюки для отгрузки в АВС, и спокойно пошли пешком в средний лагерь.

Здесь вам не равнина, тут климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
Владимир Высоцкий

Никто не знал и не предполагал, что когда мы с Сергеем Георгиевичем будем проходить место Як Пойнт, на котором я сфотографировался в позе мыслителя для поста (14 день, 23 апреля), как раз и произойдет главный удар землетрясения, разрушившего половину Катманду, и послужившего причиной схода лавины на базовый лагерь Эвереста с Южной стороны.

Если не полениться заглянуть в этот пост, видно, какие красивые каменные столпы причудливо сделала природа над сыпухой. Это южный склон, он всегда разрушается сильнее, чем северный, поскольку солнце нагревает его, в отличие от северного. Работа ветра, солнца и мороза выглядит действительно здорово.

Ровно в 12:00 по непальскому времени из кулуаров, находящихся прямо над нами над сыпухой, послышался рокот камнепада. Звук такой, как будто катится большая куча камней; и сразу же понятно, что куча эта катится с большой скоростью сверху и прямо на нас. Мы с Богомоловым бросились под защиту огромного валуна, который на наше счастье располагался прямо у тропы неподалеку.

Секунд через тридцать камнепад достиг нас, но основная его часть задержалась существенно выше по склону. Я насчитал порядка пяти-семи камней размером с хороший чемодан, пролетевших мимо, но страшно было не это: когда большие камни со страшной силой бьются об осыпь, мелочь разлетается в разные стороны, как картечь, и вот это действительно страшно.

Расстояние от тропы, по которой мы шли, до конца сыпухи – метров четыреста-пятьсот по вертикали. Снимок не очень четкий, поскольку сделан во время съемки видео, которое можно посмотреть вот тут: http://youtu.be/8NnqGw6q5PU (если некоторые матерные слова не смущают) и тут: http://www.youtube.com/watch?v=APKFY7GB6Wk (Видео Сергея, вторая камера). Так как я наблюдал камнепад прямо из самого центра событий первый раз в жизни, он произвел на меня большое впечатление. Очень страшно. Кроме камнепадов, по пути нашего дальнейшего следования прошло несколько небольших лавин, например вот эта:

Ну таким образом, маневрируя между камнепадами и лавинами, добрались мы до Среднего лагеря, где и провели ночь.