среда, 22 апреля 2015 г.

13 День, 22 апреля, Средний лагерь (МС) – Базовый лагерь (ВС)

Вчера в 11:00 утра группа будущих покорителей Эвереста отправилась из ВС на акклиматизацию в Средний легерь (МС). МС расположен на высоте 5 800 м. над уровнем моря, что примерно на 150 метров выше вершины Эльбруса (5 642 м.)  По сути, никаким альпинизмом тут пока и не пахнет, фактически это высокогорный треккинг с перепадом в 600 метров по высоте от старта до финиша. Весь он проходит по леднику Ронгбук, который примерно через треть пути делится на два: Восточный и Западный Ронгбук.

На фотографии выше представлен вид от развилки на ледник Западный Ронгбук и Большой Гималайский хребет, вершина справа – Пумори. Наш путь лежит через морену ледника Восточный Ронгбук, и с момента развилки ледников и до самого МС Эверест скрыт за другими горами.
Зная, что в общем подъем достаточно пологий, я как-то недостаточно обдуманно пригрузил в рюкзак несколько полунужных вещей, для создания веса, о чем к концу дороги горько пожалел. Килограмм где-то пять лишних взял точно. Мотивация была понятной: чуть-чуть потренироваться и встряхнуться, так как давно уже не было физической нагрузки. Но при этом сильно недооценил запас энергии, требующейся для этого перехода.

Временами каменная тропинка оказывается полностью покрыта нерастаявшим снегом, по которому двигаются ячьи караваны, перевозя грузы экспедиций из ВС через МС в АВС (передовой базовый лагерь, 6 200 м). Первые три часа пути прошли достаточно бодро, но потом силы начали убывать. В основном это связано с недостаточным временем пребывания на таких высотах. Как говорит мой старый друг из Оренбурга Дима Плющиков «я люблю треккинги, но только не выше 4 000 метров»; вчера я неоднократно вспоминал эту максиму. Нелегко было гулять с рюкзаком выше 5 500 м.

Масштаб подъемов и спусков тут поистине гималайский, и перепады высот – тоже. Короче, шли мы по этим красивейшим местам довольно долго, весь путь до МС занял больше семи часов. Абрамов говорит, что на третий-четвертый раз время подъема уменьшится почти вдвое… Поживем – увидим.

Что радует – мало народу на тропе, только яки, члены экспедиций и шерпы. Обычных треккеров в национальный парк не пускают, вход разрешен исключительно владельцам пермитов (разрешений) на восхождения. Но как я понимаю, при желании можно запросто пролезть и без пермита, если тут все знать.

Примерно за час-полтора до прибытия в МС солнце зашло за горы, тропа оказалась в тени, и мгновенно похолодало градусов на двадцать, где-то, по ощущениям, до -5 С. Последние полчаса пути, когда силы окончательно закончились, ползли уже на последнем издыхании…

Зато как замечательно было видеть, что палатки в МС поставлены, а ужин готов и ждет! Ничего нет своевременнее и вкуснее, чем плошка горячей шурпы для замерзших обессиленных путников – только наливай! После двух плошек мысли успокаиваются, по телу разливается тепло и блаженство. На улице холодрыга – градусов наверное минус 20 С, а время всего 19:00, и заняться решительно нечем. Спать идти еще рано, и тут начала по всей красе показывать себя горняжка: головная боль (давит затылок), слабость, апатия, мысли в кучу то собираются, то разбегаются. Я взял с собой книжку-малышку почитать, но мозгу настолько плохо в условиях недостатка кислорода, что о чтении не может быть и речи. Съем-ка я волшебную таблетку доктора Ларина – уже терпежу нет.

По дороге из столовой посмотрел на небо – Боже мой, какие звезды, как близко и как они падают! За неполную минуту – три ярчайших метеора пронеслись! Но дубак на улице такой, что особо не полюбуешься – скорее в палатку. До двух часов ночи промаялся в спальнике – не могу заснуть, голова болит, руки-ноги мерзнут – а как же волшебная таблетка? Пришлось усилить ее разводимым в воде порошком Нимесил по совету доктора Похвалина, и это сработало. Через неопределенное время проснулся с чудесным, необычайным чувством – ничего не болит, ноги горячие, сам полностью согрелся – можно снимать куртку и пуховые бахилы! Сергей Георгиевич тоже ворочался-ворочался, раз таблетку Цитрамону – и все, здоровый крепкий сон.

А как здорово проснуться утром с головой, которая не болит, и выпить кружку заваренного шерпами кофе! Кофе не супер конечно, но свою кофемашину я ради одной заварки тащить не стал, да и несмотря на то, что самочувствие условно хорошее, лишних движений делать не очень-то хочется. Аккуратнее нужно первое время на высоте.

Эверест со стороны МС совсем не такой, как снизу. Видно плечо, куда мы вылезем, понятно, как пойдем. Перепад высоты между МС и вершиной – три километра, а кажется – совсем рядом! Богомолов неоднократно рассказывал, как «махина Эвереста» ломает альпинистов своей мощью, нависая над ним; как кажется, что невозможно туда подняться, и маленький человек «раскисает» под весом этой невероятной громадины. Ну, на себе я подобного воздействия Эвереста пока не ощутил.

Сразу после завтрака направляемся в обратный путь в базовый лагерь. Вниз идти – не вверх, совершенно другое дело, тем не менее тратим на спуск четыре часа. Почти у самого лагеря встречаем вторую группу – кинооператоров с Валдисом Пельшем и восходителей «не до верху» - членов команды Абрамова, у кого пермиты не на Эверест. Двигаются они как задохлики, мы сами так шли вчера, и в душе сочувствуем коллегам, поскольку знаем, что это – еще цветочки, ягодки будут впереди…
Ну все, пришли домой. УРА! Завтра у нас выходной день в ВС, мы будем наслаждаться, приходить в себя и собираться с силами, а послезавтра – следующий акклиматизационный выход: ВС – ночевка в МС – ночевка в АВС – спуск в ВС. Так шаг за шагом, ступеньку за ступенькой, будем приближаться к цели!