воскресенье, 19 апреля 2015 г.

10 день, 19 апреля, Шегар – Базовый лагерь Эвереста (ВС, Base Camp)

Сегодня мы встали пораньше, погрузились на машины и отправились из Шегара в базовый лагерь Эвереста. Несмотря на то, что расстояние относительно небольшое – чуть больше 100 километров, дорога заняла около пяти часов, с учетом остановок на регистрацию на чек-постах и видеосъемку.

Вторая половина дороги грунтовая, но сейчас на ней ведутся большие ремонтные работы, строятся мосты, и вполне возможно что через несколько лет до ВС можно будет доехать не только на джипе. Подъем высоты значительный, около километра; так как альтиметры у всех участников по приезду показывали разные значения, во избежания разногласий было решено, что высота ВС составляет 5 160 метров над уровнем моря.

Эверест появился практически сразу, как поехали по грунтовке; он стоит отдельно, и с северной стороны выглядит гораздо значительнее и мощнее, чем с юга, где от него видна одна голова. Это невероятно величественное и прекрасное зрелище – огромная черная гора, над которой стоит небольшое облако.

По дороге остановились на фото- и видеосессию в самом высокогорном в мире монастыре Ронгбук, от которого до ВС остается всего 8 километров. Валдис гонял Криску, Саша снимал облако над Эверестом, участники экспедиции фотографировались в разных позах. Оттого, что солнце светило со стороны вершины мира, лица фотографирующихся напоминали черные пятна на фоне ярко-синего неба и снежно-черной громады Эвереста. Не публикую :)

Преимущество восхождения с северной стороны (Тибет, мы идем отсюда) в том, что несмотря на более тяжелые условия самого восхождения, можно доехать непосредственно до ВС на машине, в отличие от юга (Непал), где весь шмурдяк нужно забрасывать яками. Простой факт автодороги до ВС позволяет обустроить на порядок лучше бытовые условия на период акклиматизации, занимающий около месяца. При проработке – как нам лучше всего обустраивать экспедицию, как организовывать установку промежуточных и высотных лагерей, - мы с Богомоловым пришли к единодушному выводу о присоединении к экспедиции компании Александра Абрамова «7 Вершин». Мы много лет знаем его лично, слышали отзывы многих участников Эверестовских экспедиций прошлых лет, и в общем альтернативы особо не было. При организации быта самим стоимость услуг по организации была бы существенно выше, а качество услуг - ниже, и главное - не гарантировано настолько, насколько у Абрамова. Тут во-первых срабатывает эффект масштаба, а во-вторых – огромный опыт и связи Саши, эта экспедиция на Эверест у него двенадцатая по счету.

Поэтому по приезду мы оказались встречены серьезной толпой шерпов и обслуживающего персонала лагеря команды «7 Вершин». Встреча была заснята на пленку, на подъезде к ВС все участники экспедиции прошли инструктаж съемочной группы, о том, как по сценарию их фильма должны вести себя участники экспедиции. Пришлось подыграть ребятам немного, но от этого встреча только выиграла, поскольку прошла практически на дипломатическом уровне – вместо того чтобы хватать личные вещи и занимать лучшие палатки, альпинисты чинно здоровались с выстроившимися в линейку сотрудниками лагеря, одетыми в фирменные куртки.

После того, как камеру выключили, пришлось все-же схватить рюкзаки и баулы и и находить приемлемое место для жилья. Участники экспедиции «7 Вершин» в ВС располагаются в комфортабельных одноместных палатках, построенных ровными рядами. По-видимому, организации быта придется посвятить отдельное описание – после того, как будет понятно, как организован быт. На первый взгляд лагерь производит замечательное впечатление – сложно поверить, что под Эверестом можно жить с таким комфортом. Кстати, для удобства работы экспедиции с сегодняшнего дня мы перешли на непальское время – на 2 часа 15 минут назад.

После обеда занялись разбором и раскладкой вещей по палатке. Получилось замечательно – тут полно места для сна, работы и отдыха. Правда, как показывает практика моих предыдущих восхождений, работа на таких высотах не очень хорошо идет. Ну да ладно, времени свободного должно быть много, его нужно будет чем—то занять. Для занятия свободного времени я взял с собой: пару томов русских классиков – Герцена и Достоевского, пять тетрадок собственноручно выдернутых цитат из работ разных авторов – для осмысления и обдумывания (напечатаны мелким текстом маленьким форматом), 600 записанных на картонных карточках испанских слов, и одну микрокнижку Идриса Шаха «Сказки Дервишей», которую подарили мне пару лет назад на день рождения Леша Бурцев и безвременно ушедший от нас осенью Саня Стульников. Когда они дарили, то Саня сказал что-то в таком роде: «Ты ходишь в горы и любишь читать, книги тяжелые – вот тебе компактную книгу для восхождений». И вот она оказалась под Эверестом…

Да, еще компьютер есть – можно работать и блог писать.

Минут двадцать назад солнце опустилось за окружающие скалы, и температура в палатке мгновенно опустилась с +25 С до +12. Это уже прохладно, пришлось одеть пуховку. Да и Сергей Георгиевич сделал все свои палаточно-раскладывательные дела, и зовет меня немедленно на акклиматизационный выход – писать заканчиваю, пошли мы с ним на прогулку!